Интервью с филологом Марией Майофис о принципах советского образования, воспитании человека будущего и влиянии советской эпохи на современные школы
Юлия Полевая - 18.04.2014
0
776

© Vladimir Fedotov
Мария Майофис — кандидат филологических наук, руководитель проекта Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, доцент Факультета государственного управления РАНХиГС, руководитель исследования советской образовательной системы 1960—1980-х годов. Автор монографии «Воззвание к Европе: Литературное общество «Арзамас» и российский модернизационный проект 1815—1818 годов».
— Давайте поговорим о советском школьном образовании, о том, что такое советская школа, может быть, развеем какие-то стереотипы и мифы. У вас в Школе актуальных гуманитарных исследований есть проект «Утопия и проект: развитие советского образования в 1960-1980-х годах». Расскажите о проекте.
— Это коллективный исследовательский проект, в котором принимают участие исследователи из разных учебных и научных учреждений Москвы и других российских городов, а также исследователи из Лондона, Орхуса, Бремена, Будапешта, Стокгольма, изучающие образование в странах Восточной и Западной Европы в социалистический период.
Начиная этот проект, мы с коллегами исходили из хорошо известного нам факта, что к концу 1980-х годов, к концу перестройки, когда невероятно активизировалась как общественная, так и педагогическая деятельность, возникло очень много учительских объединений, которые собирались на съезды, обсуждали, что нужно сделать со школой, чтобы она стала лучше, чтобы она соответствовала потребностям нового демократического общества. Когда читаешь материалы этих встреч, становится понятно, что все эти новации созрели гораздо раньше.
Следующий вопрос, который мы себе задали, был о том, как сложились эти взгляды на воспитание детей внутри советской школьной системы, которая на первый взгляд кажется совершенно единообразной, регулировавшейся едиными законами, правилами, принципами. Вроде бы была единая программа, по которой все учились. Но очень много людей совершенно по-разному представляли себе, как нужно преподавать те или иные предметы и как вообще нужно обращаться с детьми разного возраста. Как это могло быть возможно? Решить этот вопрос мы попытались, использовав понятие «утопия». Поскольку мы знаем, что советское государство декларировало, что всех вскоре ждет коммунистическое будущее и в новом коммунистическом обществе будет действовать новый советский человек, советская образовательная система была призвана воспитывать и формировать именно такого «человека будущего». Наша предварительная гипотеза, подтвердившаяся в процессе исследования, состояла в том, что в какой-то момент, а именно сразу по окончании войны, разные участники образовательного процесса — учителя, администраторы от образования, учёные-педагоги, просто учёные — стали эту утопию формулировать для себя по-своему. Они присвоили эту государственную утопию и стали ее как-то иначе оформлять. И в результате к концу перестройки советское образование представляло собой достаточно пеструю и разнообразную картину, которую сейчас можно наблюдать по сохранившимся с того времени публикациям и по воспоминаниям ещё вполне живых и активных участников того процесса.Исходя из воспоминаний и повседневного опыта, всем, успевшим поучиться в советской школе, кажется, что все школы СССР были более или менее похожи друг на друга. Была одинаковая форма, один и тот же пионерский галстук, комсомольский или пионерский значок, октябрятская звёздочка, одинаковые парты и учебники. Но нам в результате нашего исследования удалось увидеть, что на самом деле это единообразие было только внешним и кажущимся. Мы рассказали об этом в книге, которая должна вскоре выйти в издательстве «Новое литературное обозрение», и называется она сообразно нашей первоначальной гипотезе «Острова утопии».
— Когда начался этот процесс разделения, этого отхода от типичности?

Главы | Социальная революция Хрущева
Отрывок из эссе "Русский ордер: архитектура, счастье и порядок" Максима Трудолюбова, стипендиата Фонда Нимана в Гарвардском университете.
— Соревнования на успеваемость?
— Да, именно так. Поэтому администрация школы и учителя были заинтересованы в том, чтобы статистику и успеваемость завышать. И тут нарком просвещения издаёт приказ, в котором он не только это отменяет, но и запрещает давить на учителей, чтобы они ставили оценки выше, чем ученик заслуживает. После отмены социалистического соревнования по школам рассылается ряд инспекций, и они выявляют огромные пробелы в знаниях, даже в центральных школах Москвы. Выясняется также, что вчерашние школьники, которые попадают на фронт, не владеют самыми простыми, базовыми навыками. Они не могут, например, ориентироваться по карте, пользоваться компасом, производить элементарных арифметических подсчетов. Становится понятно, что школа не выполняет каких-то основных своих задач. И тогда министр просвещения говорит, что надо бороться с формализмом в школьном преподавании. Что это означает? Строго запрещается заставлять детей заучивать наизусть без понимания смысла написанного. Сталинская школа 1930-х и школа 1940-х с этим долго потом боролись — программа была построена на том, что дети просто заучивали наизусть параграфы учебника. И больше начинают, по крайней мере на уровне лозунгов, уделять внимание тому, как ученик может воспользоваться своими знаниями. Наконец, был третий шаг в ситуации, когда катастрофически не хватает школьных зданий, в некоторых школах дети учатся в четыре смены, когда по-прежнему многие дети продолжают в школы не ходить, а учителей нет. Руководство Наркомата, а потом Министерство просвещения начинает требовать с учителя, чтобы он отслеживал каждого ребёнка: не только его успеваемость, но и конкретные пробелы в знаниях, а главное — причины этих пробелов. При этом, замечу в скобках, наполняемость в классах огромная, больше 40 человек в послевоенной школе. Тем не менее в газетах и журналах начинают писать, что нельзя подходить к классу как к целому. Нужно увидеть каждого ребёнка, особенно проблемного ребёнка, и понять, почему он плохо успевает, что у него не получается и почему у него не получается. Это был для сталинской школы огромный прорыв. Безусловно, не все школы и не все учителя вняли этим требованиям, и уже здесь, в этой точке, начали возникать первые расхождения и различия.
— Это был такой первый всплеск чего-то нового. Что было дальше? Как оно развивалось?

"Несоветское произведение страшнее, чем антисоветское"
Интервью с историком литературы Олегом Лекмановым о специфике советской литературы и влиянии политики государства на творчество писателей
— Хорошо, а как развивалась дальше история образования? Наступила «оттепель». Что было дальше?

Метафорика университета
Университет как церковь, инструмент социального инженера и фабрика по производству языков описания и объяснения мира
— Как советское школьное образование, у которого достаточно длинная история, повлияло на современное образование? И какие сейчас есть элементы этого школьного образования?
— Я думаю, что это влияние распространяется по-разному и по самым разным каналам. С одной стороны, сохраняется задача создавать такие образовательные площадки, где можно учить детей лучше, используя новые модели и методики. Появился, конечно, частный сектор, частные школы. И это как раз отличает современную эпоху от советской, когда никакого официального частного сектора не было, был только теневой, связанный с репетиторством. Но репетиторы были всегда: и при царе, и в постсоветской России. Другая сторона медали — это централизованное управление образованием. Эта тенденция, на мой взгляд, сегодня даже усилилась по сравнению с советским временем. Идея управленцев состоит в том, что если у нас государственные школы, то они должны быть единообразными и должны использовать определённые формы отчётности. Этих форм отчётности может прибавляться всё больше и больше, и отчетность и ее формальная сторона становятся в конце концов важнее самого процесса преподавания и его результатов. Ещё один момент, как мне кажется, важный — это то, что сегодняшние дети вместе с идеями современной цивилизации получают в своем образовательном комплекте очень архаические вещи. Дело даже не в том, что эти вещи суть производные советской идеологии, а в том, что по уровню социального и антропологического мышления они очень и очень архаические, соответствующие самым ранним стадиям индустриального общества, а мы нынче живем, как известно, в постиндустриальном. Давайте откроем учебники, скажем, начальной школы по чтению. Мы там увидим очень много авторов, которые писали в советское время для советских детей: Барто, Михалков, Носов. Их много, и они очень часто рассказывают о советской школе, о пионерах, советских галстуках, порядках того времени. На мой взгляд, эти тексты можно использовать в образовательном процессе, но их нужно обязательно пояснять, о какой эпохе идёт речь и о каких детях там рассказывается. Нельзя выдавать их за рассказы о современной жизни: это ведь не так, и сам ребенок это понимает и чувствует! Нужно объяснять самые разные подробности: от автоматов с газированной водой, которых нынче нет, до сбора макулатуры или приема в пионеры. Кроме учебников есть ещё общая медийная среда, в которой существует современный школьник. Во многих школах звонки с уроков и на урок даются мелодиями песен. И это советские школьные песни, может быть, мелодические и намного более изощренные, чем современные, но на уровне текстов тоже очень архаичные. Посмотрите телевизионные программы — среди них будет очень много советских школьных фильмов. И мне кажется, что показывать их без объяснения, о какой эпохе идёт речь, тоже неправильно. Получается, что в школе и в детском мире — в силу особых вкусов и пристрастий взрослых — как будто остановилось время. Посмотрите на современных школьников с айфонами и айпадами, и вы точно поймете, что время-то идет, и для того, чтобы в головах у детей эпохи четко отделялись друг от друга, нужно объяснять им, где современность, а где история. И в силу того, что ни школьные учителя, ни родители этого не делают, ученики привыкают просто пропускать мимо ушей, глаз, сознания те подробности, которые им непонятны. Представители старшего поколения, преподаватели и родители часто сетуют на отсутствие исторического мышления и исторической эрудиции у современных школьников и студентов, но для того, чтобы это историческое мышление формировалось, нужно четко показывать детям, где современность, а где история, а если перед нами история, то какого периода, с какими событиями и процессами связанная, как дошли до нас и как трансформировались в процессе те исторические реалии, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни сегодня.
Материал подготовлен на основе передачи «ПостНаука» на радио «Русская Служба Новостей».

Свежие комментарии