На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • карла карлова
    Он не романтик,а враг и предатель.Последний романти...
  • fisher
    Почему романтик? Просто сволочьПоследний романти...
  • Алла Дубинина
    Социализм  это  будущее гарантированное.  Капитализм  это  веселее - вариативное.Теперь у вас нет ...

Украина и Польша формируют газовое лобби в пику Германии и «Северному потоку – 2»

Украина, Молдавия, Венгрия и Польша заявили о намерении приступить к развитию рынка газа в Европе. Соответствующий меморандум о трансрегиональном сотрудничестве по формированию интегрированного рынка газа Южно-Восточной и Восточной Европы (SEEGAS) подписали операторы ГТС перечисленных стран. Каковы перспективы у возможной альтернативы западному газовому рынку Евросоюза, разбиралось ФБА «Экономика сегодня». 

Альтернативная газовая история

Меморандум направлен на создание условий для конкурентного ликвидного рынка SEEGAS и предполагает поставки природного газа на недискриминационной основе и равных условиях, согласно законодательству Евросоюза, отмечают в пресс-службе секретариата европейского энергосообщества.

Очевидно, что речь идет о некой долгоиграющей альтернативной истории, направление развития которой непонятно.

«Хорошо известно, что в Европе имеется достаточно сильная оппозиция как в лице Германии, так и в виде газопровода «Северный поток – 2». На этой волне и появляются абстрактные идеи о создании противовеса Берлину и российскому газу.

Однако, судя по общим настроениям, эта инициатива может получить поддержку Еврокомиссии, в которой нацелены на то, чтобы как можно больше диверсифицировать поставщиков газа», – отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. 

Таким образом, у авторов проекта есть определенная надежда на получение политической поддержки от Брюсселя, считает эксперт.

Что касается практической реализации проекта, то здесь вопросов гораздо больше, учитывая планы Евросоюза по уходу от традиционных энергоносителей для уменьшения углеродного следа в рамках зеленой повестки.

Меморандум или пиар-ход

Перспектив у SEEGAS практически нет в силу вполне определенных причин, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина Вячеслав Мищенко. 

«У всех стран SEEGAS существуют собственные экономические и политические интересы, – объясняет Вячеслав Мищенко. – К примеру, Варшава реализует собственную энергетическую стратегию, направленную на то, чтобы сделать из Польши газовый хаб и замкнуть на нее поставки в Западную Европу, а также добывать и транспортировать газ из Северного моря через Балтику посредством Baltic Pipe».

Безусловно, Польшу откровенно злит российский газопровод «Северный поток – 2», в особенности тем, что на фоне финального этапа его строительства Дания вводила ограничения на строительство трубопровода Baltic Pipe, в котором так сильно заинтересована Варшава.

Формально датские власти отозвали разрешение на работу оператора Baltic Pipe – компании Saipem, сославшись на недостаточно исследованные экологические последствия влияния польского газопровода на лесных и летучих мышей.

Задержка в строительстве Baltic Pipe грозит Польше тем, что она не успеет обеспечить себя норвежским газом и ей придется продлевать истекающий 1 октября 2022 года контракт с «Газпромом». Для Варшавы это как минимум болезненно.

Что касается Украины, рассуждает Мищенко, то она находится в крайне сложном положении, поскольку непонятно, что будет с транзитом российского газа через территорию этой страны после 2024 года.

«Венгрия и Молдавия не имеют определенного веса и зажаты между различными центрами силы. Более того, Будапешт и Кишинев не имеют собственных энергетических источников и полностью зависят от импорта. Одновременно с этим ни Молдавия, ни Украина в Евросоюз не входят.

С другой стороны, Венгрия и Польша не совсем суверенны в энергетическом плане, поскольку они как раз являются членами ЕС. Таким образом, всерьез говорить о каком-то восточно-европейском блоке не приходится», – подчеркнул эксперт.

Вячеслав Мищенко также не видит ресурсов для создания альтернативного восточно-европейского рынка: у заявленных стран по большому счету нет собственной серьезной добычи. Если представить, что украинский транзит в силу разных причин обнулится после завершения контракта с «Газпромом», то смысл проекта совершенно не понятен, заключил эксперт.

https://rueconomics.ru/533672-...

Картина дня

наверх