Подавляющее большинство граждан России не знает, что такое УЭК
28 сентября 2012
"Нам критически важно создать универсальную электронную систему идентификации гражданина в стране, начиная от соответствующей карты, причем, которая будет содержать в себе не только набор экономических возможностей, эта карта должна идентифицировать человека", – заявил на инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев.
Как раз к этому времени в команде, отвечающей за внедрение универсальных электронных карт (УЭК), произошли изменения – был введен поствице-президента Сбербанка по УЭК.Тем не менее, несмотря на многократные совещания по этому вопросу, которые Медведев проводил еще в свою бытность президентом, работа по созданию универсальных электронных удостоверений идет крайне медленно, хотя ужес 1 января 2013 года их планируется выдавать по заявлению, ас 1 января 2014-го – в обязательном порядке. И пока неизвестно, когда российские граждане смогут пользоваться УЭК в повседневном режиме, взаимодействуя с десятком государственных ведомств (Пенсионным фондом, ГИБДД, Налоговой инспекцией и т.д.) и оплачивая через карту разного рода социальные услуги.
Это не удивительно: объем инвестиций, которые необходимо осуществить для повсеместного внедрения универсальных электронных карт, очень велик. По оценке Минэкономразвития, сумма предполагаемых инвестиций в проект составит135–170 млрд. рублей на пять лет. Основные затраты уйдут не на изготовление самих карт, а на обустройство инфраструктуры для их использования – банкоматы, ридеры, программное обеспечение, коммутацию компьютерных сетей и создание ведомственных баз данных.
Кроме того, потребуется внести изменения во множество законов и подзаконных актов. И на сегодняшний день, несмотря на принятую "дорожную карту", до 90 % регионов не готовы к внедрению и использованию УЭК.![]() |
|
![]() |
Чем же обусловлено настойчивое желание правительства перейти на электронную систему общения граждан с государством, и каковы могут быть последствия этого шага? Когда двадцать лет назад правительство "реформаторов" приступило к своим преобразованиям, были обойдены молчанием множество сфер жизни, которые требовали радикальных изменений в связи тем, что в стране стремительно менялись социально-экономические условия. Гайдар и Ельцин, по сути, преобразовывали только экономику, не замечая социальной составляющей.
Важнейшей проблемой позднесоветского периода было сохранение института прописки и связанной с ней паспортной системы. Прописка резко тормозила передвижение рабочей силы по стране, ограничивала конституционное право граждан на свободу выбора места жительства. Если уже в советские времена прописка сильно раздражала людей, сковывая их инициативу, то в постсоветский период она стала просто камнем на пути развития страны. В тысячах моногородов и рабочих поселков градообразующие заводы и фабрики остановились, но люди не могли никуда переехать, оказавшись заложниками системы прописки.
Даже когда им удавалось это сделать, попав в мегаполис, они оказывались на положении людей второго сорта – без права на получение пособий и медпомощи, которые жестко привязывались к прописке. Их в любой момент могла остановить милиция, чтобы наложить штраф или потребовать взятку. В 90-е годы и в начале двухтысячных в Москве было невозможно выйти на улицу без паспорта из-за угрозы всякого рода административных неприятностей.
При этом в подавляющем большинстве стран мира, тем более, западных, внутренних паспортов вообще не существует. Паспорт бывает только, говоря советским языком, заграничный. В СССР же паспорта, после их отмены в 1917 году, были введены вначале 30-х, после коллективизации – как средство контроля государства за населением. Законодательство 90-х по инерции привязывало создаваемую юридическую базу к паспорту и прописке. Без паспорта невозможно было получить почти ни одной государственной услуги, паспорта требовали (и требуют до сих пор) охранники на входе почти в любое заведение, что в немалой степени шокирует иностранцев.
Это создавало и создает множество неудобств, как в быту, так и в работе. Ведь бумажный документ из-за такого частого использования быстро ветшает, подвергается постоянной опасности быть украденным или потерянным. Да и сама его форма в компьютерный век представляется анахронизмом. Кроме того, в соответствии с новыми понятиями о неприкосновенности частной жизни, о защите "прайвеси", существование паспорта, где содержатся сведения о семейном статусе, детях, месте жительстве и т.п., вступает с ними в вопиющее противоречие.
![]() |
|
![]() |
Однако решение правительства о введении УЭК не встречено с оптимизмом. Во-первых,люди не уверены, что будет обеспечена достаточная защита их личных сведений. В России утечка информации из государственных ведомств наблюдается сплошь и рядом, а базы данных из ГИБДД или налоговой инспекции можно купить чуть ли не на каждом углу. Во-вторых, непонятна идея совмещения в одной карте электронного удостоверения личности и платежного средства. Недаром правительство вроде бы уже собирается отказаться от этой идеи.
В-третьих, многие противятся УЭК либо по религиозным соображениям (как в свое время не желали введения ИНН), либо по соображениям правозащитным – они не хотят, чтобы государство осуществляло надзор за гражданами в невиданных ранее масштабах. Ведь УЭК даст возможность отслеживать чуть ли не в режиме он-лайн передвижение каждого индивида, все его транзакции, иметь сведения о состоянии его здоровья, финансов и прочего.
В-четвертых, нет никаких гарантий, что проект не окажется очередной коррупционной схемой, на которой могут основательно нажиться как коммерсанты, завышающие цены на свои услуги, так и чиновники. В-пятых, электронный документ может стать шагом к еще большей бюрократии, теперь уже виртуальной и безличной. Недаром в ряде стран – таких, например, как Южная Корея, от электронных карт либо отказались, либо не спешат с их введением. Думается, было бы разумно пойти компромиссным путем – отказаться от классического бумажного паспорта ("внутреннего"), заменив его на универсальное удостоверение личности по типу того, которое принято в Казахстане. Даже белорусский вариант, где у всех граждан есть "зарубежный" паспорт и отсутствует внутренний, представляется более предпочтительным.
Наконец, самое главное: внедрение УЭК готовится в России в обстановке большой спешки и минимального общественного и парламентского обсуждения. Подавляющее большинство жителей нашей страны не имеют об этом никакого представления, и их мнением никто не интересуется. При этом о возможных негативных последствиях никто в правительстве, похоже, не думает. Поэтому, как это часто бывает у нас, благая идея может в итоге обернуться совсем не тем, к чему стремились ее авторы.
nbsp;УЭК даст возможность отслеживать чуть ли не в режиме он лайн.
Свежие комментарии