На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • карла карлова
    Он не романтик,а враг и предатель.Последний романти...
  • fisher
    Почему романтик? Просто сволочьПоследний романти...
  • Алла Дубинина
    Социализм  это  будущее гарантированное.  Капитализм  это  веселее - вариативное.Теперь у вас нет ...

Майдан в Казахстане может запустить среднеазиатскую весну

 

В последнее время все тревожнее за безопасность Средней, или как ее еще называют, Центральной Азии. Недавно объявленный проект Госдепа США о поддержке демократии в сопредельных с Россией странах только подлил масла в огонь. На деятельность различного рода структур на Украине, в Грузии, Молдавии и Средней Азии планируется потратить, как утверждает глава СК РФ Бастрыкин, 4,3 млрд долларов. Средства проходят по общей статье с более чем откровенным названием «Противодействие российской агрессии через общественную дипломатию и программы внешней помощи, а также создание устойчивого правительства в Европе». Какую поддержку предложат США «через общественную дипломатию» народам Средней Азии, легко догадаться. По словам профессора МГУ Андрея Манойло,«когда американцы говорят о распространении демократии и на это выделяются деньги, речь идет о "цветных" революциях, свержении неугодных режимов и приводе к власти марионеток, которые имитируют демократию».

Обманчивое спокойствие Великой степи

Российскому обывателю Средняя Азия плохо известна, и может показаться, что там все спокойно. Казахстан и Киргизия давно разделяют внешнюю политику Москвы и даже вошли с Россией в единое таможенное пространство Евразийского экономического союза. Казахстан, Киргизия и Таджикистан входят в единую систему обеспечения безопасности ОДКБ. С Узбекистаном у России подписаны двусторонние соглашения о многовекторном сотрудничестве.

 
Но в свете обострившейся конфронтации России с Западом и возрастания актуальности концепции Белого дома о Большой Центральной Азии совершенно уместны опасения аналитиков о приближающейся центральноазиатской весне.
 

Еще после обретения независимости молодые республики Средней Азии были подвергнуты массированной атаке со стороны Западных держав при катастрофическом ослаблении влияния России. После возвращения на большую политическую арену Москвы регион оказался в зоне трения интересов Запада, России, Китая и различных радикальных групп. И эта тенденция все более усиливается. Становится ясно, что основные угрозы безопасности Центральной Азии исходят от близости России. И очевидно, что набирающее силу ухудшение отношений между РФ и Западом непосредственно затронет международное и геополитическое положение государств Центральной Азии и в первую очередь, видимо, Казахстана.

Попытки обеспечения «демократического транзита» в республики Центральной Азии уже имели место в Узбекистане, Киргизии и в Таджикистане - но не в Казахстане. Киргизия и Таджикистан из-за относительно неразвитой экономики и слабого уровня государственности являются постоянно готовыми детонаторами региональной вспышки. Но, как уже показали события последних лет, нежелательные акты в этих странах имели лишь локальный характер.

 
Чтобы расшатать ситуацию в центральноазиатском регионе им (киргизским или таджикским «майданам») не хватает катализатора в виде «взрывной волны». Неприятелю нужны новые, более сильные очаги возгорания, каковыми являются Узбекистан и Казахстан.
 

Об «узбекском варианте» поговорим в другой раз, а сейчас рассмотрим «казахстанские перспективы» цветных революций и факторы, которые могут способствовать вылазкам против процветающей страны. Тем более что серьезные сигналы такой угрозы уже проявляются и доходят до самого высокого уровня: недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев открыто признал попытки проведения «цветной революции» в стране и пригрозил, что будет их жестко пресекать:

 
Если митинговать, мир уйдет вперед, ждать никто нас не будет, мы останемся в хвосте... Мы никому не дадим воспользоваться кризисом, для того чтобы подорвать мир и стабильность в нашем общем доме. Сейчас время непростое. Казахстанцы не хотят украинских событий... А кто хочет сюда принести подобные сценарии - мы примем самые жестокие меры... Этот вопрос выживаемости нации в сложных условиях в новой глобальной реальности.
Назарбаев Нурсултан Абишевич

После потери Украины именно Казахстан оказался самым значимым партнером современной России в постсоветском пространстве. Ударив по «мягкому подбрюшью» России, Запад во главе с Белым домом может легко дестабилизировать ситуацию по всему периметру российской границы.


Факторы возможной дестабилизации Казахстана

Чем выражена уязвимость Казахстана против зарубежной «мягкой» агрессии? Каков уровень состояния защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз? Рассмотрим вопрос в различных аспектах.
Первым и самым главным фактором дестабилизации, как ни странно, является непосредственное соседство с Россией и Китаем. Дело в том, что эти две евразийские державы, объединившиеся в Евразийский союз, воспринимаются агрессивным гегемоном в Вашингтоне чуть ли не обителями зла. Там, в Белом доме, уже открыто признают, что Россия стала для США основным военно-политическим противником, а Китай превратился в главного экономического оппонента. Казахстан же находится как раз в центре столкновения интересов этих трёх великих держав. Именно поэтому самому огромному государству Центральной Азии в своей политической ориентации приходится лавировать между ними. Любой незначительный подвох - в политическом, экономическом, религиозном или же этническом плане - может послужить основой для разжигания разногласий.
 
Вдобавок в последнее время наблюдается активизация турецкой «разведывательной» кампании в Казахстане. Будто турецкими руками мощные геополитические центры нащупывают почву для высевания семён «цветных революций».
 

Анкара в последнее время пытается, хотя пока и безуспешно, вернуть былую славу Османской империи, объединив все тюркские народности под флагом Турции. В этом отношении Турция вполне может попытаться использовать «уйгурский фактор» в Казахстане. Турецкая ползучая экспансия - мощный фактор дестабилизации Средней Азии. Немало фактов, ставших известными в последнее время не только спецслужбам, указывают причастность Турции к разжиганию Сирийской и Чеченской войн, в Андижанских событиях. В Узбекистане же о не очень-то дружелюбных намерениях Турции догадались давно, и там отреклись от близких дружеских отношений с этой страной (не показывают даже турецкие сериалы).

Второй по важности фактор - экономический. Как известно, Казахстан был и является самой экономически развитой страной в регионе. Исходя из этого, народ Казахстана уже много лет живёт в достатке. Но кризис последних лет многих казахстанцев застал врасплох. Страна даже была вынуждена отойти от некоторых аспектов договорённостей с Россией в рамках новоиспеченного ЕвразЭС, начиная с взаимных продовольственных эмбарго и кончая запретом на движение российских поездов.

 
Сильнейшая девальвация национальной валюты (тенге) вызвала хоть и негласное, но ощутимое недовольство граждан страны. В таких условиях зарождается благоприятная почва для экономической экспансии. Ведь обедневший бай готов пойти на многое ради возвращения своего былого благосостояния.
 

Возникшие же с Россией трения в экономической сфере могут идти на руку определенных центров.

Третий фактор – отсутствие иммунитета против радикализма у народа Казахстана. Другие центральноазиатские страны (даже нейтральная Туркмения) уже не раз почувствовали на своей шкуре ту боль, которую могут причинять международный терроризм и радикальный экстремизм. Многие казахстанцы не полностью понимают, какой урон могут нанести удары в спину в виде террористических актов или попыток «цветных революций». Это обстоятельство снижает уровень бдительности среди населения и способствует усилению такого рода угрозы.

 
Вызвана же она слабым уровнем национальной идеологии в Казахстане. Навязываемая всему населению идентичность наследников Орды не воспринимается носителями русской культуры, да и не все казаха искренне воспринимают себя потомками одного из улусов распавшейся империи Чингисхана.
 

Как в частной беседе выразился один простой сезонный рабочий (по-современному – гастарбайтер): «У них (у казахов) деньжата в руках, стволы на стенах, и свободно, пьяно гуляют они в своих джипах по тоям. Зачем им государство. Оно нужно им лишь для того, чтобы обеспечить народ кредитами». Если существующая ситуация в идеологии останется прежней, то именно этот фактор может послужить катализатором вспышек в обществе.

Тем паче что в Казахстане наблюдается относительная лояльность официальных властей по отношению к религиозным течениям радикальной направленности. В нескольких населенных пунктах уже отмечались инциденты на религиозной почве.

Четвертый фактор – этнический: у казахстанцев в разных регионах существуют значительные культурные различия. В разных частях страны доминируют различные этнические группы. Например, на севере страны влияние русской культуры значительно отличается от влияние на юге. В западной части местами доминируют уйгуры, а в южной части страны ощутимое место занимают узбеки. 

Почти 20 лет назад вдохновитель русофобии не одного президента США Збигнев Бжезинский отметил в книге «Великая шахматная доска»:

 
Казахстан может столкнуться с опасностью территориального отделения, если в отношениях между Казахстаном и Россией будут наблюдаться серьезные ухудшения.
Бжезинский Збигнев Казимеж

Ну почему же сейчас не взять на вооружение эти пререкания знаменитого недоброжелателя России!? Тем более что прецеденты в западной части уже были в 2011 году. В тамошних нефтеносных районах работает немало северо-американских и британских компаний, и они работают довольно активно с местным населением. В качестве рабочей силы там обязательно - по правилам этих западных компаний - нанимают определённый процент местных жителей. Для казахов Мангистауской и Атырауской областей русский язык не является родным, и за достаточно скромное финансирование они готовы выходить под антироссийскими лозунгами и флагами любого содержания. Учитывая это, России нужно использовать все средства, чтобы не допустить разжигания межэтнического огоня.

Пятый фактор – огромная территория страны. Большие пространства – это не только благо в виде ресурсов и населения, но и недостаток: удаленность частей страны друг от друга зарождает проблемы логистики и переброски силовых структур в регионы. Этот фактор приводит к ухудшению оперативности антитеррористических или других силовых мер со стороны властей. Кроме того, редкая плотность населения в центральной части страны и соответствующий ненадлежащий контроль могут способствовать распространению радикальных структур.

Шестой фактор – огромные запасы природных ископаемых. В современных конфликтах на Ближнем Востоке и в Северной Африке именно этот фактор становился стимулирующим: борьба за ресурсы приводила к «цветными революциям» и беспорядкам, вплоть до интервенций. Следовательно, не стоит терять бдительности на территориях, изобилующих ценными ископаемыми.

Также следует особо отметить уровень подготовленности казахской армии к быстрому реагированию. В последних учениях в Западном округе (в мирное время) погибли четверо солдат: пограничник застрелил всех своих сослуживцев. Такие факты не способствуют похвале в адрес второй по величине армии региона.

 
Повторим, самой уязвимой против вылазок является западная часть Казахстана.
 

Во-первых, она непосредственно граничит с Россией и по ней проходит береговая линия раздорного Каспия. Во-вторых, в последнее время именно здесь было отмечено относительное усиление радикализма и отсюда рукой подать до мусульманских территорий России, в том числе до Северного Кавказа. В-третьих, сюда легко добраться радикальным исламистам через туркменские степи.

Угрозы национальной безопасности Казахстана чреваты опасными последствиями не только для всего центральноазиатского региона, но и для стран содружеств, особенно России. Поэтому народу и властям великого Казахстана следует больше чем когда-либо проявлять бдительность и устоять перед угрозами. Пусть где-то в Лэнгли или на набережной Альберта уже созрел план противодействия «российской агрессии через общественную дипломатию и программы внешней помощи в Средней Азии». Любые попытки посеять хаос в Великой степи должны встретить жесткий отпор: власть Казахстана должна вспомнить ордынские порядки и методы борьбы со смутьянами.

Мы уверены – братские народы Центральной Азии в силах устоять против всякого рода «цветной» экспансии.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх