На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • карла карлова
    Он не романтик,а враг и предатель.Последний романти...
  • fisher
    Почему романтик? Просто сволочьПоследний романти...
  • Алла Дубинина
    Социализм  это  будущее гарантированное.  Капитализм  это  веселее - вариативное.Теперь у вас нет ...

Второе счастье

Вот бывают, конечно, в этой жизни такие ситуации, на которые так сразу и не знаешь, как реагировать. То ли оглушительно аплодировать, то ли стыдливо молчать, вспоминая старую поговорку про наглость как второе счастье. И жалеть, что ты этого счастья лишён. То ли смеяться сквозь слёзы, то ли плакать сквозь смех. То ли просто, извините, «застыть в позе оленя, застреленного в крестец», согласно известному идиоматическому выражению, будучи навеки поражённым до самых глубин имперской души изумительной польской невинной девственностью подхода к решению, казалось бы, довольно сложных проблем.

Короче. Как стало известно в четверг, польская газовая компания PGNiG официально известила общественность, что будет добиваться снижения цены газа, поставляемого по долгосрочному контракту российским «Газпромом». Желание, в принципе, безусловно, похвальное, вопрос в другом: согласится ли на это российский «Газпром»? Особенно если учесть потрясающую заковыристость формулировок польского национального газового оператора. «В последнее время мы наблюдаем беспрецедентный рост цен на природный газ на европейском оптовом рынке. Эта неординарная ситуация является основанием для пересмотра ценовых условий, на которых мы закупаем топливо по Ямальскому контракту. На наш взгляд, есть возможность снизить цену на поставляемый нам газ», — цитируют польские СМИ сообщение председателя правления PGNiG Павла Маевского.

Что тут можно сказать? Да-да, я ничего не перепутал, и вы всё правильно поняли.

На основании того, что цены на спотовом рынке, к которому «Газпром» фактически не имеет никакого отношения (к нему имеют отношение большей частью лондонские биржевые спекулянты, вообще-то), «беспрецедентно велики», цены по долгосрочному контракту — и так от спотовых, мягко говоря, отличающиеся — должны быть снижены ещё.

Какой изумительный и внезапный зигзаг и какое изящество решений.

Если вы когда-нибудь, будучи мужчиной, что называется, весьма среднего возраста, т. е. умудрённым жизненным опытом и сединой, силились понять то, что в фольклоре называется женской логикой, то по сравнению с логикой польской она в данном конкретном случае покажется просто образцом, как сейчас модно говорить, «инклюзивности». Ну хочет просто девушка, допустим, какую внеплановую побрякушку.

Заходит только издалека.

Бывает.

Поляки-то что этим хотели сказать?!

Просто напомним, что долгосрочное соглашение между PGNiG и «Газпромом», или так называемый Ямальский контракт, предусматривает поставки в Польшу до 10 млрд кубометров газа в год. Причём, согласно так называемому пункту take or pay, включённому в контракт, PGNiG обязана купить за год не менее 8,7 млрд кубометров газа. Что ещё важно помнить — данный контракт действует только до конца 2022 года.

То есть через год в любом случае заканчивается.

При этом руководство Польши — помимо всего того, что оно вообще про русских в последние годы наговорило, — и по поводу Ямальского контракта тоже неоднократно официально высказывалось.

И заявляло, что не будет его продлять ни при каких обстоятельствах, — и у нас в этом случае нет никаких оснований руководству Польши не верить.

Более того, по поводу «формулы цены» польская PGNiG с «Газпромом» даже судилась — и выиграла в Стокгольмском арбитраже, дело-то громкое было. «Газпром» вернул «переплату», но второй раз этот номер уже совершенно точно не пройдёт. И вот, видимо, как раз на основании этого «Газпром» им должен ещё и дополнительные скидки давать?!

На резко дефицитном газовом рынке?

Ну-ну.

Собственно, давайте называть вещи своими именами: Польша не просто так противостояла российско-германским проектам газопроводов Nord Stream и Nord Stream 2 — Польша продвигала свой, альтернативный германо-российскому энергетический коммерческий проект.

И сама хотела стать газовым хабом континентальной Европы, «оседлав» потоки американского СПГ через свежепостроенный — за немалые, кстати, деньги — терминал в порту в Свиноуйсьце.

И дотянув для подстраховки маломощную трубу из Норвегии.

И Польша с этим «альтернативным проектом» просто по факту звонко и оглушительно проиграла. Американский СПГ, на который был основной расчёт, на европейские рынки так и не пришёл, предпочтя куда более «жирные» в Юго-Восточной Азии. Да и с «норвежской трубой» возникли определённые неприятные непонятки.

А проигравшие условия не ставят, в этой игре немного другие правила, извините.

Словом, взять голубое топливо полякам, кроме как у «Газпрома», вот вообще не у кого. И кстати, вовсе не факт, что «Газпром» не даст полякам каких-либо скидок: спотовые «корректировки» действительно сейчас далеко за гранью разумного, разговаривать на эту тему с русскими вполне можно.

Вон, даже молдаванам что-то предлагали — и вот только не говорите мне, что молдавский рынок более интересен российским газовщикам, чем польский. Словом, разговаривать на эту тему, в общем, можно, хотя вряд ли переговоры PGNiG с «Газпромом» были бы очень простыми — там вообще сложная система взаимоотношений, насколько я понимаю. Плюс у «Газпрома» весьма мало не то чтобы желания, но и чисто экономических оснований для корректировки цены. Ну а если ещё и приглашение на переговоры вот таким образом присылать, то на их успех вообще как бы довольно непросто рассчитывать. И здесь, конечно, можно вспомнить ещё одну русскую народную поговорку — уже не про наглость как второе счастье. В этом случае лучше всё же иметь в виду ещё и поговорку другую, куда более позднюю, из суровых имперских времён: про то, что некоторые «с таким счастьем — и до сих пор на свободе».

Просто хотя бы потому, что на нынешнем энергодефицитном рынке российский поставщик может взять себе за образец на грядущих переговорах (а они, как я понимаю, в любом случае будут — в одностороннем порядке поляки пересмотреть договор не в состоянии) любую модель поведения. И вот это даже при наличии любого наследственного «польского гонора» как-то, я бы сказал, довольно наивно не понимать.

Походи по рынку, может, где и подешевле найдёшь.

В общем, как сухо и официально уведомили в российской компании, «Газпром экспорт» получил обращение польской стороны по поводу снижения цены на газ по контракту и в настоящее время изучает его. И вот что-то подсказывает автору, что это будет занимательный и весьма незаурядный сюжет, за которым мы, разумеется, будем внимательно наблюдать.

Дмитрий Лекух

Картина дня

наверх