На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Зотов
    Он открыто и демонстративно чурается российского флага , отказывается его взять не говоря о демонстрации после сорев...Путину предложили...
  • Вячеслав Карюкалов
    Украина не будет ...
  • ivan Ianioglo
    К сожалению, Горбачёв с Райкой пришли к разбитому корыту не сами,а благодаря усилиям Хрущева,Брежнева с Политбюро,Анд...Вас неправильно п...

Исламская идеология Талибана* — радикальна ли она, приемлема ли в России?

Исламская идеология Талибана* - радикальна ли она, приемлема ли в России?

Помощник Кадырова по религии назвал недавно талибов* «красавчиками», хотя и не прямо, а косвенно, он, на самом деле, просто похвалил ханафитов. Был ли он прав?

С религиоведческой точки да, абсолютно прав. Талибы, как и большинство афганцев, относятся к ханафитам (это одна из четырёх ортодоксальных суннитских правовых школ).

Подавляющее большинство мусульман постсоветского пространства, включая Россию и страны Центральной Азии, относятся к тем же ханафитам.

Ханафизм у историков считается самой либеральной, терпимой и легко адаптирующейся к разным культурам школой в исламе. Типичное лицо российского ханафизма — татарские муллы, придерживающиеся ещё и реформаторского направления — джадидизма. Милейшие люди и «красавчики», если использовать ненаучные термины. Полный модерн.

Талибы после нового прихода к власти провозгласили ханафизм обязательным. Казалось бы — ну все, проблема решена. Но решена она с точки зрения религиоведа, а не историка, политолога или социолога. Разве талибский Афганистан похож на Татарстан? Очевидно, нет.

Почему? Потому, что формально один и тот же ханафизм реализуется по-разному в разных социальных контекстах. Именно тут его либеральность и сказывается. У татарских мулл он превращается в религию современного человека, мира, терпимости, и тп. У талибов — в религию войны и террора.

Исторически это легко объяснить — татары — самый, пожалуй, исторически «продвинутый» мусульманский этнос. Недаром именно среди них возник (ещё в Российской империи) исламский модернизм — джадидизм, распространившийся потом на Турцию, Центральную Азию, и уже намного позже дальше по исламскому миру, вплоть до нынешнего «евроислама».

Как много про это пишет Сергей Абашин, без исламских реформаторов немыслима была бы советская модернизация той же Центральной Азии.

А вот с талибами — другая история. Это афгано-пакистанское течение связано с самыми отсталыми слоями Пуштунского этноса, где сохранились сильные родоплеменные пережитки, а также (в Пакистане) — элементы феодализма. Поэтому и ханафизм там получается совершенно дикий и раннесредневековый.

Андрей Казанцев

*- запрещенная на территории РФ организация

Ссылка на первоисточник
наверх